Мировоззрение фарисея и апостола. Взгляд Тома Райта на Павла

 


По мнению Тома Райта, мировоззрение фарисея Савла стояло на трех "китах" - единобожие, богоизбранность народа и эсхатологическое Царство. Став апостолом Павлом, он переосмыслил все это мировоззрение во свете Христа и Духа, но сами его элементы по своей сути остались теми же.

Единобожие

В центре мировоззрения всякого еврея стояло единобожие. Именно вера в Единого, который создал мир и которому этот мир принадлежит, делала их такими непреклонными перед врагами. Поэтому даже Римская империя сделала для Израиля исключение в вопросе поклонения Богу. Когда же их распинали за бунт против империи, они молились молитвой шма:
(Втор.6:4) Слушай, Израиль: Господь [κύριος] есть Бог [θεὸς] наш, Господь един есть;
Можно сказать: непонятно, почему сейчас столько зла и почему все так, как есть, но одно можно утверждать точно - никакого дуализма, в мире только один Бог.
С познанием Христа вера апостола в Единого Бога никуда не делась, а наоборот, раскрылась ещё полнее. Павел пишет коринфянам:
(1Кор.8:6) но у нас один Бог [θεὸς] Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь [κύριος] Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Бог максимально открывается в Сыне, но не становится двумя или тремя божествами. Павел остаётся твёрдым монотеистом.
Богоизбранность народа

Следом за единобожием идёт богоизбранность народа. Бог избрал Авраама, и если есть спасение (а оно точно есть), то оно возможно только в Израиле. В мире только один Бог и у Него только один народ. Конечно же, кто именно составляет истинный Израиль - вопрос был и есть открытый, но сама формулировка ясна.
Здесь мировоззрение и фарисея, и апостола расходится с тем, что знал языческий мир. Древнегреческие философы ломали голову, как достичь совершенства, но по существу, вся их философия добродетелей сводилась к достижениям отдельных людей, она только порождала отдельных героев - известных вождей, мудрецов, военачальников...
Но и для фарисея, и для апостола в центре стоит не отдельная личность, но народ. Это не освобождает от личной ответственности, но вера носит общинный характер. Христианство - это командный спорт. В церкви нет места для героев-одиночек. Напротив, приносишь разделения - теряешь общение Духа. Об этом же говорят образы Церкви, как тела и взаимозависимых органов. Об этом же и крещение, и Евхаристия.
Таким образом, отношение Павла к Церкви - как и Савла к Израилю. Церковь - не организация или объединение единомышленников, но единый народ, призванный наследовать Царство.

Эсхатология

А если есть Царь и Его народ, то все это устремляется к надежде Царства. Павел переосмыслил эту исконно израильскую надежду во свете Христа и Духа, но продолжил ожидать Царства и нового Неба и Земли, обещанных через пророков.
Надежда также, без сомнения, лежит в основании мировоззрения. Но уникальность христианской надежды в том, что она не находится только в будущем, но начала исполняться уже в настоящем. В то время, как философы говорили о работе над собой ради достижения идеала, христианство видит этот процесс в точности до наоборот: ты уже через веру в распятого и воскресшего Мессию стал новым творением, поэтому поступай согласно этому новому званию.

(Рим.6:11) Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Нет, апостол не занимается самовнушением. Слово, которое переведено, как “почитайте”, - это математический термин, означающий конечный подсчет - когда после длинного списка цен в чеке есть блок со словом “итог”. То есть, вы видите конечный результат - сумму ваших усилий и работы Христа - и поступаете соответственно этому конечному результату.
Вся этика апостола носит эсхатологический характер. То, что справедливо относительно будущего, должно быть и в настоящем. Все это возможно благодаря спасительному подвигу Христа и работе Духа Святого, который, собственно, и является залогом эсхатологического будущего.
Еф 1:13-14: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его."
Дух в настоящем являет то, что Бог приготовил для вечности. Да, это не вписывалось в понимание фарисея Савла, который ожидал, что нынешний век окончится и тогда наступит век грядущий, но для апостола Павла оба века наложились друг на друга, создав связку из “уже” и “еще нет”. То есть, реальность, которую приготовил Бог, по-настоящему откроется только в будущем, но увидеть первые лучи восходящего солнца нового дня, силуэт нового творения можно уже сейчас. Как говорит Том: “Христианская жизнь в настоящий момент – это предчувствие грядущей реальности”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий