Спасение ДЛЯ: Примирение мира

 


В предыдущей публикации я описал свое понимание проблемы греха и спасения от нее (спасение ОТ). Сейчас же я хочу изложить, для чего все это нужно (спасение ДЛЯ).
Тема эта очень сложная и, в зависимости от выбранных акцентов, звучать она будет по-разному. Я же выбрал для основы сказанное Павлом в Кол.1:15-20.

(К Колоссянам 1:15-20) 15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

Примирение вселенского масштаба

Павел говорит, что Бог - единый Творец всего - неба и земли (Им создано всё, что на небесах и что на земле) и Он же спаситель всего - и земного, и небесного (чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное). И именно в масштабах всего космоса и стоит спасение людей и действие крови Христа. Том Райт пишет об этом так:

Беда, от которой благая весть предлагает божественное избавление - это беда всего тварного мира: человек и его судьба - жизненно важный элемент этой картины, однако он не заслоняет и не подменяет собой всю картину в целом.
Спасение людей стоит в центре этой истории: как проклятие пришло через человека, так и избавление произойдет через его искупление. Энтони Хукема утверждает:
Бог послал Сына Своего в мир, чтобы искупить творение от последствий греха. Деяния Христа совершаются не только для того, чтобы спасти отдельных людей или даже многочисленный народ, искупленный кровью. Полнота деяний Христа направлена на искупление всего творения от воздействия греха. Эта цель будет достигнута лишь тогда, когда Бог сотворит новую землю — когда потерянный рай станет возвращенным. Итак, ясное понимание доктрины новой земли позволит нам увидеть вселенский масштаб искупительного Божьего замысла. Следует помнить, что Бог не остановится, пока вся вселенная не будет очищена от последствий грехопадения человека.

Примирение - это восстановление, а не уничтожение

Ричар Хейз, говоря о новом небе и земле, пишет: “это означает, что Бог искупил и преобразил творение, а не отменил его”. Бог трудится над спасением Своего творения, потому что Бог Библии - это Бог-победитель, а уничтожение - не слишком похоже на победу. Уейн Грудем замечает: “...трудно представить себе, что Бог полностью уничтожит Свое первоначальное творение, тем самым как бы оставляя последнее слово за дьяволом, отдавая на разрушение то творение, которое сначала было хорошо весьма”.
О связи нынешнего и будущего мира говорили много отцов Церкви, такие как Иероним, Августин, Григорий Великий, Фома Аквинский и другие. Известный современный богослов Джон Пайпер пишет так: “Все, что происходит с нашими телами и Вселенной, происходит одновременно. И происходит не уничтожение, а искупление. Наши тела будут искуплены, восстановлены и обновлены, а не выброшены вон. То же самое будет и с Небом и Землей”.
В пользу такой позиции много говорил Павел, в основном, это его тема. Например, в словах, которые мы рассматривали выше. Но об этом же говорит и Петр в тексте, который часто используют против идеи сохранения и преемственности земли.

(2Пет.3:10) Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Казалось бы, все прозрачно и ясно: все сгорит, ничего не останется, полный разрыв между нынешним и будущим миром. Но не все так однозначно, и здесь очень важен контекст. В этом тексте Петр трижды упоминает небеса и землю:
(1) прежний мир (2Пет 3:5-6: "Думающие так не знают, что вначале словом Божиим НЕБЕСА и ЗЕМЛЯ составлены из воды и водою: потому ТОГДАШНИЙ МИР погиб, быв потоплен водою.")
(2) нынешний мир (2Пет 3:7: "А НЫНЕШНИЕ НЕБЕСА и ЗЕМЛЯ, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.")
(3) будущий мир (2Пет 3:13: "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем НОВОГО НЕБА и НОВОЙ ЗЕМЛИ, на которых обитает правда.")
Никто не спорит с тем, что прежний (который погиб) и нынешний миры - это один и тот же мир. Спорить почему-то начинают дальше: новое, значит абсолютно новое. Но нет, Петр пересказывает историю одного мира, разбивая его на три этапа: от создания до потопа, от потопа до Суда и от Суда в вечность.
Вместе с тем, если бы Петр хотел сказать о новой единице мира, он использовал бы греческое слово неос (новое по времени возникновения). Но и Петр, и Иоанн в Откровении используют слово кайнос (новое по природе, свойствам). То есть все упоминания нового мира говорят о его радикальном преображении.

Примирение неба и земли говорит об их прежнем единстве

В книге Бытие мы видим гармонию неба и земли. И хотя грехопадение разрушило эту гармонию, вся библейская история говорит о ее восстановлении. Так, в Бытие мы видим насаждение сада, а в Откровении - Новый Иерусалим, в центре которого - сад; в Быт. не было греха, смерти и проклятия, в Откр. - не будет греха, смерти и проклятия; в Быт. обещан Спаситель, в Откр. - спаситель возвращается; в Быт. говорится о потерянном рае, в Откр. - о рае восстановленном; в Быт. человек теряет власть над миром, в Откр. - человек становится царственным священством.
Эти зеркальные образы указывают на удивительную симметрию Божьего замысла. И именно о возвращении к прежнему совершенству говорит целый пласт библейских терминов: примирить, искупить, восстановить, вернуть, возвратиться, обновить, оживить.

Примирение - небеса придут на землю

Иисус молился «Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе». А апостол Иоанн видит это Царство и пишет:

(Откр.11:15) И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
Да, настанет время, когда небо и земля сольются в одно целое.
Еф 1:10: "в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом."
Бог соединит и восстановит Свою суверенную власть над созданным и уже очищенным миром. Ренди Элкорн пишет: “Мы прохожие на Земле, но не потому, что никогда не будем жить здесь, а потому, что наш вечный дом пока не находится на Земле. Но он здесь когда-то был и будет снова”. И поскольку небо - там, где Бог, - верующие будут пребывать на небе, пребывая на земле.

Напоследок

Хочется сказать, что у Бога чудесный план для этого мира. Мир будет радикально иным: чистым, святым, прекрасным, полным мира и Божьей славы. Когда единственные слова для описания этого мира будут просто “новое небо и новая земля”. И это будет грандиозно! Но это все возможно по единственной причине - это Христос. В Его смерти и воскресении есть решение проблемы греха, который терроризирует Божий мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий