Бог и общество

 


Я уже вскользь поднимал эту тему в Теологомахии, но она не перестала быть для меня актуальной и интересной. Поделитесь своими соображениями.
Грех плох по своему определению, а отношение Бога к нему - неизменное. Бог ненавидит грех, всячески противодействует ему и даже приготовил Суд. Однако, отношение Бога к отдельному человеку и целому обществу сильно разнится.
Грех имеет способность "накапливаться", умножаться, особенно в социуме. Когда зло ложится в основание жизни общества (а не просто существует в его среде), оно становится неукротимым и особенно опасным. В таких случаях Бог реагирует радикально, будь то разделение языков в Вавилоне, всемирный потоп, в котором спаслась только одна семья, или же уничтожение отдельных городов огненным дождем, с тем же исходом. Объектом в этих случаях является именно общество, а не отдельные люди, даже если вместе взятые.
Заметьте одну деталь в истории с Содомом и Гоморрой: в разговоре с Авраамом Бог обещал, что не уничтожит эти города, если в них найдется хотя бы десять праведников. То есть, пока в обществе остается группа людей (можно назвать их “праведным остатком”), у этого общества остается шанс и перспектива. Но если их нет, то суд неизбежен.
Поэтому, как решение, которое предлагает Бог для мира, - это создание особого социума, в основании которого будет положен святой Закон. Именно такой мы видим работу Бога с Израилем - формирование правильного общества, всех сфер его жизни. Через этот особенный народ должны были прийти к Богу и все остальные народы. Здесь важен тот момент, что Бог не просто спасает людей, по плоти причастных к Аврааму, но создает общество, народ святой.
Во Христе этот план получает совсем другое звучание, но по сути остаётся тем же: Иисус говорит, что создаст Свою экклесию, Свое собрание, Свой народ... В основании этого общества теперь лежит крест и Дух, любовь к Богу и ближнему, вследствие чего они становятся народом нового типа, народом праведности. Но само это общество верующих должно стать основанием жизни социума, в котором оно находится. Это указывает на характер и самоопределение Церкви: она должна не отрешаться от мира, но быть в нем и преображать его, быть его основанием. Поэтому и "помнить о нищих" для христиан является вопросом не этики только (и даже не столько), но богословия (воспоминания о нищих звучат в особо острых богословских спорах о евреях и язычниках в Деяниях и послании Галатам).

Комментариев нет:

Отправить комментарий